Талантливый живописец и поэт Павел Радимов родился в селе Ходяйново Зарайского уезда, в семье священнослужителя. С раннего детства он увлекался рисованием, но следуя семейной традиции его в девятилетнем возрасте отправили в Зарайск для учебы в духовном училище. Об этом времени Павел Александрович рассказывал с волнением:

«Зарайск! Туда возил меня буланый мерин за 25 вёрст… въезжал я на постоялый двор к купцу Молчанову, где пил чай с изюменным житным. Потом с мешком и сундуком, где лежало бельё, шерстяные чулки и материны пышки, отец провожал меня в кремль в каменное двухэтажное здание училища, там я должен был жить 8 месяцев в году и получать знания. Когда я проходил мимо суровой башни-колокольни, откуда, по преданию, во времена Батыя бросилась с сыном жена Зарайского князя Фёдора княгиня Евпраксия и “заразилась” — убилась насмерть, моё сердце сжималось болью и тоской по Серкинскому лесу, по реке Серенке, по лугам-завалам. После с училищного двора мы лазили через узкие проходы в пустые мшистые башни, смотрели через бойницы на реку Осетр и казались сами себе пленниками, осажденными польским воеводой Лисовским. Бои давнего времени мы воспроизводили в большую перемену между уроками: один класс стоял на кургане, другой шёл в лобовую атаку!»

По окончании его Радимов поступил в Рязанскую духовную семинарию, но любовь к живописи пересилила настойчивое требование отца продолжить духовное образование, и Павел оставил семинарию, чтобы стать художником. Он уехал в Казань, где, окончив курс обучения на историко-филологическом факультете Казанского университета, становится преподавателем истории искусства и литературы Казанской художественной школы. Это было время большого творческого подъема и становления его самобытного таланта, там он учился живописи и рисованию у художника Фешина, которого И.Е. Репин называл одним из величайших русских живописцев. В это время формируется мировоззрение Радимова, совершенствуется мастерство, мелодичные, понятные простому человеку, как его картины. Его поэзия учит понимать красоту родных, русскую природу.

В 1911 году впервые работы Радимова экспонировались перед широкой публикой: его четыре картины были представлены на 39-й выставке художников-передвижников (хотя официально он еще не был принят в члены Товарищества передвижных художественных выставок). А через год вышел в свет первый сборник стихов молодого поэта. С тех пор живопись и поэзия в творчестве Радимова успешно дополняли друг друга. Высокую оценку его дарований давали Валерий Брюсов, Сергей Есенин, Максим Горький.

В 1915 году по рекомендации И. Репина и В. Поленова Радимова принимают в члены Товарищества художников-передвижников. Это общество, созданное в 1871 году, на протяжении нескольких десятилетий объединяло в своих рядах художников разного возраста и характеров, творческих пристрастий и жанров; но всех этих мастеров сплотила любовь к русскому искусству и русскому народу.

После октябрьских событий 1917 года Радимов становится председателем Товарищества передвижных выставок, а несколько позже первым возглавил Ассоциацию художников революционной России (АХРР). В 1920-30-х годах мастер побывал во многих уголках страны: на Владимирской земле и Поволжье, в Татарии и Средней Азии. И отовсюду привозит серии набросков, этюдов, пейзажей. Но большая часть жизненного и творческого пути П.А. Радимова прошла в Москве и подмосковном Абрамцеве.

 

Известный советский поэт и критик Л. Озеров так написал о творчестве нашего земляка:

«У Павла Радимова запечатлены многие места Подмосковья и средней полосы России, места, по которым он скитался с этюдником и записной книжкой. Он пристально вглядывался в эти пыльные улочки городов, краснокирпичные стены, монастырские окна, купола церквей, поля, овражки, омуты, тропинки, леса, подлески… Его осинки и березки — это не декоративные подмалевки к его лирическим излияниям о любви к родной земле. Это изо дня в день растущее, зацветающее и отцветающее — его абрамцевское, загорское, зарайское окружение, его истинные труды и дни, его любовь и дружба».

Из-под кисти Радимова вышло более пяти тысяч больших и малых картин, основная часть которых — пейзажи. Полотна Радимова можно встретить почти во всех музеях страны, они экспонировались на многих зарубежных выставках — в Венеции, Лондоне, Берлине, Мюнхене, Кельне, Нью-Йорке.

 

О характере поэтического дарования говорят его сборники: «Край родной», «Картины Подмосковья», «Столбовая дорога», «Ливень», «Перелески», «Стихи пешехода». Во вступительной статье к последнему сборнику поэта Владимир Солоухин восклицает:

«Да, существует чувство родины, и как две составные части его: чувство родной природы и чувство народа!.. Географически Павел Радимов — певец Подмосковья. Пешком исходил он все подмосковные поля и луга, пробираясь то в Радонеж, то в Зарайск, то в Звенигород, то в Загорск. Глазами самой доброты он смотрел на все вокруг себя, принимал в душу, запечатлевал и дарил людям».

Город своего детства — Зарайск — Радимов воспел во многих своих стихах и запечатлел на живописных полотнах.После смерти П.А. Радимова его вдова — Матрена Филипповна — передала в дар Зарайскому краеведческому музею полтора десятка полотен живописца, на них — зарайский кремль и храмы нашего города, пейзажи и деревенские этюды.